О Мусейоне

Античные Мусейоны

Мусические культы

Изначально в Древней Греции Мусейонами назывались священные места — горные вершины, священные рощи, гроты — на которых устанавливались алтари, а иногда возводились храмы для поклонения Музам.

Parnas.jpg

Парнас — обиталище Муз. (Станца Рафаэля)

Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι «мыслящие») — богини-покровительницы искусств и наук. Согласно древнегреческой мифологии Музы появились от связи бога Зевса и титаниды Мнемосины (по другой версии — Гармонии). Обиталищем Муз была священная гора Парнас (греч. Παρνασσός Парнассо́с) в Фокиде, у южного подножия которой располагался храм дельфийского оракула.

От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Девять Муз были покровительницами поэзии,  различных искусств и наук:

    • Каллиопа (Καλλιόπη) — эпическая поэзия
    • Эвтерпа (Εὐτέρπη) — лирическая поэзия и музыка
    • Эрато (Ἐρατώ) — любовная поэзия
    • Полигимния (Πολυύμνια, Πολύμνια) — пантомима и гимны
    • Мельпомена (Μελπομένη) — трагедия
    • Талия (Θάλεια, Θαλία) — комедия
    • Терпсихора (Τερψιχόρη) — танцы
    • Клио (Κλειώ) — история
    • Урания (Οὐρανία) — астрономия

Мусейоны как культурные и научно-учебные центры

school.jpg

Мусейон (роспись на килике)

Мусическое искусство было неотделимо от образования. Если в первоначальном значении Мусейонами назывались жертвоприношения при культе Муз и празднества в их честь, то уже в классическую эпоху в греческом языке так обозначались уже сами школы. А философ Платон, например, «Мусейоном» называет учебную книгу.

Sanzio_01.jpg

Афинская школа (Станца Рафаэля)

Два известнейших Мусейона — Академия, основанная Платоном, и Ликей Аристотеля — являют собой прообразы первых научных центов античности. Совместные занятия учителей и учеников, зачастую проходившие в форме бесед, составляли существо сложившихся в античной Греции ученых сообществ. Возникновение и дальнейшее существование этих сообществ всецело зависело от инициативы, личного авторитета, а зачастую и от личных средств основателей научных школ и их преемников.

В более позднюю эллинистическо-римскую эпоху положение изменилось, и государственная власть в лице царей эллинистического Египта и римских императоров взяла на содержание и поставила под свой контроль и высокую науку и образование. Примером может служить крупнейший в античности Александрийский Мусейон, основанный первыми царями Птолемейской династии (III в. до н.э.).

Александрийский Мусейон

В отличие от Афин, в Александрии на первый план сильнее выступали чисто филологические науки, так что Страбон прямо мог назвать членов Мусейона мужами-филологами. Однако слава великих библиотекарей, поэтов и филологов, таких, как Зенодот из Эфеса, Каллимах из Кирены, Аристофан из Византия, Аристарх из Самофракии, не может умалить значения Мусейона и как математико-естественнонаучного исследовательского центра непревзойденного в древности уровня.

alexandria.jpg

Александрийский Мусейон

Со времен Августа заботу о Мусейоне приняли на себя римские императоры. Император Клавдий в подражание Александрийскому Мусейону основал в Риме второй Мусейон. В раннее императорское время в Александрийском Мусейоне особенно процветали филологические занятия, представленные, к примеру, такими учеными, как Феон, Трифон, Апион. Во II в. в Мусейоне были такие именитые ученые, как, например, филологи Аполлоний Дискол, Гарпократион и Гефестион, математик Менелай, врач Соран, астроном и географ Клавдий Птолемей.

01.jpgГлавное значение Александрийского Мусейона для будущего состояло в его косвенном воздействии на учителей христианской церкви в Александрии. Но остававшийся во все античные времена языческим, этот научный центр был уничтожен в IV в. при византийском императоре Феодосии I, по его распоряжению о запрещении языческих культов и разрушении языческих святилищ.

Таким образом, научно-философские школы, освященные именем Муз и потому называвшихся Мусейонами, появились в классический период древнегреческой истории, как частные учебные заведения, в поздний эллинистическо-римский период фактически трансформировались в крупные научно-учебные центры под патронатом эллинистическо-римских монархий, но при этом продолжали называться Мусейонами.


Новый Мусейон

— Аркадий Варламович, почему Вы не смотрите фильм? Вы — служитель муз!
— Я служу Мосэстраде!
(Цитата из кинофильма "Покровские ворота")

К сожалению, с гибелью Александрийского Мусейона практически пресеклась античная традиция научно-учебных центров с таким наименованием. Хотя, по отношению к учебным заведениям часто используют метафору "храм науки". Другие названия научных и учебных центров, пришедшие к нам из древнегреческого языка, оказалась с более завидной судьбой: школа, гимназия, лицей, кафедра, академия — все эти научные и учебные заведения с точки зрения древних греков назывались бы мусейонами. Разумеется, в современном значении названия учебных заведений утратили свой первоначальный языческий смысл. Например, академиями называются и научные центры (Российская Академия наук), и христианские богословские учебные заведения (Московская Духовная Академия).

Музей

Современные музеи, как наследники имени, в наши дни служат иному назначению

Мы хотим «сиять заставить заново величественное слово» "мусейон", наполнить его новым смыслом, и тем самым вдохнуть в него новую жизнь. Считаем, что в современном понимании этот термин будет уместно применять ко многим гуманитарным учебным и культурным заведениям.

Популяризация греческого языка и культуры — миссия нашего Центра. Поскольку, преподавание греческого языка является основным видом нашей деятельности, то нам представляется справедливым считать наш Центр греческого языка и культуры новым мусейоном.